Персональный сайт учителя информатики и ИКТ

Покой нам только снится....

Система работы

  Из представления системы работы

Нет ничего более легкого, чем быть занятым,

 и нет ничего более трудного, чем быть результативным.

Ален Маккензи

           Звенит звонок на урок информатики. Ребенок заходит в кабинет, заполненный таким загадочным и заманчивым миром цифровой техники. Каким он будет, этот урок?

Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией  все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.

Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. Психологи заметили, что высказывания некоторых учеников “Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем “Я не буду учить, потому что это неинтересно”.

Следовательно, в обучении нужна такая педагогическая система, которая бы обеспечивала бы ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

В 2006 году среди учащихся 10 – х классов была проведена диагностика по определению мотивации к учению и изучению предмета информатики. Результаты диагностики показали, что у большинства обучающихся высокая мотивация к изучению предмета, при этом познавательная активность значительно ниже.

Эти проблемы позволяет решить технология интерактивного обучения, изученная мной и адаптированная в моей работе.

ЦЕЛЬ: формирование информационно-коммуникационных компетенций посредством применения технологии интерактивного обучения.

ЗАДАЧИ:

1.   обеспечение мотивационной сферы, потребности работать с информацией средствами НИТ;

2.    формирование умения использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации или сетей для получения доступа к информации, использование дистанционного образования и цифровых образовательных ресурсов;

3.    формирование коммуникативных умений и навыков, умений управлять собственной учебно–познавательной деятельностью;

4.     воспитание нравственной, самостоятельной личности, готовой активно жить и действовать в современном информационном обществе.

Применение технологии интерактивного обучения предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопонимания, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Система работы может быть разбита на 3 этапа:

1 этап – мотивационный.

Ученик либо мотивирован на изучение нового материала, либо нет. Если нет, то надо перевести его «не хочу» в «хочу». Как?  Через совместное целеполагание и понимание того, что ученик хочет изучать новое, но не знает как.

Например, при изучении темы «Текстовый процессор» в 9 классе перед детьми ставится практическая задача: создание буклета по теме, выбранной из 10 предложенных. Как создать буклет? Ученики вместе с учителем ставят цели своей работы, и переходим к ориентировочному этапу. Важно, чтобы дети поняли и приняли цель и способ будущей деятельности. Учителю можно самому ввести ориентировочную основу деятельности или открыть её вместе с детьми. Приходит понимание того, что знаю, что и как нужно делать. Можно переходить к тренировочному этапу, на котором через тренинг категория «хочу, знаю как, но не умею это делать» переходит в «хочу, знаю, могу работать» на ориентировочной основе деятельности. Тренингом будет являться работа над буклетом.

           Активные методы обучения могут быть неимитационные и имитационные, но чаще я применяю имитационные, например, при изучении темы «Кодирование информации» использую баскет-метод, имитирующий ситуацию посещения музея компьютерной техники. Учащиеся выступают в роли экскурсоводов. В материалах для подготовки дети получают всю необходимую информацию в начале урока, им дается время, по истечению которого они должны познакомить одноклассников с авторами способов кодирования информации.

В 9 классе при изучении темы «Операционные системы», можно применять такую форму как лекция-провокация, в которой заложена 2 ошибки и дети должны их заметить и исправить. Одну ошибку они находят сразу, а другую только после просмотра фрагмента фильма «Пираты силиконовой долины». Эти методы позволяют повысить познавательную и поисковую активность, создают творческую атмосферу.

При изучении темы «Свойства и виды информации» в 5 классе можно применить метод «Дерево решений», где класс делится на 3-4 группы. Группа обсуждает вопросы и делают записи на своем дереве. Затем группы меняются листами, и записывают на листах соседей свои идеи. В итоге вырабатывается общее решение проблемы. Таким образом, организуется совместная работа, по осмыслению и поиску решения заданной проблемы.

В 9-11 класса чаще применяю деловую игру, ролевую дискуссию, метод проектов. Игра стимулирует развитие личности, прежде всего потому, что гарантирует всем участникам возможность свободно и естественно «задействовать» свои способности и благодаря этому вступать в прекрасный и одухотворенный мир творчества. Поскольку любое творческое самовыражение человека по своей природе является интерактивным, то и в игре и через игру приобретается опыт взаимоотношений людей и формируется способность к продуктивному общению.

Сложившаяся система работы позволяет провести ребенка через осознание актуальной потребности, мотив деятельности, цель деятельности, способ деятельности, предмет деятельности, метод деятельности, средства деятельности и саму деятельность, непосредственно к результату.

Активные методы обучения + информационно-коммуникационные технологии в совокупности:

v    повышают эффективность и качество обучения;

v    обеспечивают  мотивы к самостоятельной  познавательной деятельности;

v    способствуют  углублению  межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

Работа в интерактивном режиме способствовала повышению качества ЗУН по информатике до 76% за 2006-2007 учебный год, а на итоговой аттестации качество успеваемости составило 87%.

По результатам итоговой диагностики есть незначительное повышение мотивации к изучению предмета и значительное повышение уровня познавательной активности, свидетельствующее о результате деятельности используемой технологии.

Эффективность системы работы подтверждают успехи моих учеников. В 2006 году на городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» Спиридонов Константин (11А класс) с исследовательской работой «QuickSite» занял первое место, а так же участвовал в городской олимпиаде по информатике и занял I место.

Технология интерактивного обучения позволяет учителю совершенствовать педагогическое мастерство и находить новые грани общения со своими воспитанниками, удерживая качество знания на высоком уровне.

Презентация к выступлению находится ЗДЕСЬ

Систему работы можно скачать ЗДЕСЬ

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт управляется системой uCoz